Изучение религий в школе: цели, подходы и средства

А. Е. Кулаков
старший научный сотрудник института общего
образования МО РФ, преподаватель гимназии №1517


Какие задачи стоят перед учителем?

Глубокое изучение религии в теоретическом плане - дело специального образования, необходимого не для всех. Ведь массовая школа призвана выпускать в жизнь культурного и образованного человека с широким кругозором, а не специалиста или носителя конкретной профессии. Поэтому школьный учитель должен решать популяризаторские задачи. В нашем случае они таковы:

  • в сжатой и популярной форме раскрыть философские, социологические, политические, культурные и экономические аспекты религии, как общественного феномена;
  • корректно и (что очень важно) занимательно рассказать учащимся о мире религий, подчеркнув факт его многообразия;
  • рассказать об истории возникновения религий, существующих в мире и в России, обстоятельствах их появления и распространения;
  • познакомить учащихся с основателями, виднейшими пророками, реформаторами и выдающимися деятелями разных религий;
  • занимательно осветить особенности учений различных религий (в первую очередь их этической составляющей), подчеркнув многообразие подходов к проблеме человеческой нравственности;
  • описать различные религиозные традиции, которые не ограничиваются только церковной сферой, но и существенно влияют на быт, а также повседневную жизнь людей;
  • познакомить учащихся с особенностями духовного и церковного искусства, а также с памятниками религиозной культуры, включая, в первую очередь Россию, а также край (город, село), где находится данная школа;
  • постараться привить уважение к этим памятникам, научить приемам их изучения и сохранения;
  • познакомить учащихся с ролью религий в истории нашего Отечества, а также в истории других стран мира;
  • наглядно показать влияние религии на характер этносов и их историческую судьбу;
  • в деликатной форме познакомить школьников с характерными особенностями психологии последователей той или иной религии, поставив при этом в качестве конечной задачи воспитание терпимости и уважения к инакомыслящим;
  • научить элементарным приемам этикета, принятого в общении с верующими и священнослужителями религий, наиболее распространенных в России и за ее пределами;
  • осветить современное состояние религиозной жизни российского общества и наиболее острые проблемы, которые в связи с ней возникают;
  • защитить молодежь от разрушительного влияния опасных организаций, действующих под религиозными лозунгами;
  • показать современную статистику и географию их распространения религий в России и в мире в ее динамике.

Хотя изучение религий не может быть построено на основе предпочтения какой-либо одной конфессии в ущерб другой, следует учитывать, что в истории нашей страны те или иные религии сыграли неодинаковую роль. С этим фактом необходимо считаться при отборе материала, большая доля которого будет непременно связана с православным христианством. Роль этой религии особенно внимательно и подробно рассматривается в связи с историей страны, развитием нашей культуры, российскими общественными устоями, традициями и бытом людей. Не исключено, что в ряде регионов России структуру преподавания необходимо будет скорректировать, уделив большее внимание тем религиям, которые исторически получили там самое широкое распространение.

Учащимся целесообразно давать как можно больше сведений об обычаях и традициях религий, с последователями или служителями которых они могут встретиться в жизни. Как обращаться к этим людям? Как избежать неловких положений? Как вести себя в храме, если ты попал туда случайно, например, в ходе ознакомительной экскурсии и т.д. Все эти сугубо практические вопросы должны быть максимально подробно разъяснены на уроках.

Говоря о возвышающей роли религии, не надо излишне "лакировать картинку", то есть исключать критический подход к трагическим явлениям и фактам истории, которые имели религиозную подоплеку. Однако, многие события такого рода (религиозные войны, крестовые походы, сопровождавшиеся грабежом и насилием, преследование людей за иную веру или за безверие и т.п.) зачастую связаны с элементарным стремлением людей к влиянию, к власти и обогащению. Какими лозунгами и знаменами они прикрывались - вопрос, не связанный напрямую с религией и верой.



Члены редколлегии:
Богуславский А. А.
Галаган С. И.
Ремнев А. А.
Родичев Н. Ф.
Третьяк Т. М.
Федотова С. В.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Свой дом, Проект дома, Проекты коттеджей, Проекты домов, Проект, Проекты одноэтажных.. Высокие технико-эксплуатационные характеристики панелей, а также специфика технологии строительства, позволяют строить дома практически любой архитектурной сложности, значительно сократить сроки строительства, предельно минимизировать расходы на строительство, внутреннюю отделку и дальнейшую эксплуатацию дома. Теплоизоляционные показатели панелей «ЭКОПАН» позволяют при эксплуатации дома значительно сократить расходы на отопление и обеспечить комфортное проживание в диапазоне...

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005