Особенности индивидуального подхода к организации исследовательской деятельности учащихся 5-6 классов

Давыдова-Мартынова Елена Игоревна
учитель информатики, истории и права
ГОУ гимназии № 1517


Краткий теоретический анализ: особенность мотивации и организации научно-исследовательской деятельностью учащихся первого уровня среднего звена

Вопросы организации, развития и управления исследовательской деятельностью учащихся современны и актуальны. Исследовательская деятельность учащихся - это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Его основные составляющие - формулировка цели, выявление проблем, постановка гипотез, наблюдения, опты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и выводы.

Исследовательское поведение - это универсальная характеристика человеческой деятельности. Оно выполняет важнейшие функции в развитии познавательных процессов всех уровней, в научении, в развитии личности*.

Непременные компоненты исследовательского поведения ребенка:

  1. Интерес: тенденция личности, которая заключается в направленности или сосредоточенности на определенном предмете. Потребность вызывает желание обладать предметом, а интерес - ознакомиться с ним, изучить его. На начальных этапах исследовательской деятельности возникает ситуативный интерес. Но, если вызвать ситуативный интерес у ребенка на первоначальных этапах исследовательской деятельности не так уж и сложно, то поддерживать и стимулировать дальнейший интерес к творчеству такого рода непросто.
  2. Любознательность: одна из особенностей любознательности состоит в стремлении ребенка выйти в новые, неизвестные области, используя при этом разнообразные способы.
  3. Склонность к творческой деятельности: выражается в стремлении к открытию новых путей при реализации полученных решений.
  4. Познавательная активность: деятельность, направленная на познание. Интерес к исследовательской деятельности имеет кроме всего прочего, и познавательную направленность. Проявляется у детей в активном стремлении участвовать в различных видах деятельности.

Для развития исследования необходим оптимальный уровень сложности объекта. И слишком простые, и слишком сложные объекты способствуют быстрому угасанию познавательной активности. Оптимальным является такой уровень сложности, который требует от ребенка усилий, но при этом может быть освоен и понят.

Для того чтобы возбудить интерес ребенка к исследовательской деятельности руководителю не нужно указывать цель, а затем пытаться мотивационно оправдать действие в направлении данной цели. В данном случае, наоборот, необходимо создать мотив, а затем открыть возможность нахождения цели.

Итак, можно утверждать, что одним из основных факторов развития исследовательского поведения ребенка выступает исследовательский метод обучения. Думается, что отличительной чертой современного образовательного процесса должно стать преобладание использования исследовательского метода, в основу которого положен исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых педагогами.

Особую роль исследовательское поведение играет в овладении новыми, малоизученными областями и видами деятельности, где велика степень неопределенности.

В ходе исследовательской деятельности учащихся обязательно должны быть пройдены следующие уровни:

  • постановка целей;
  • выработка гипотез;
  • планирование;
  • проведение и оформление исследования;
  • контроль выполнения и оценка полученного результата;
  • выявление причин ошибок и рассогласований и их устранение.


* Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности// Исследовательская работа школьников, № 4, 2005. С. 39.



Члены редколлегии:
Богуславский А. А.
Галаган С. И.
Ремнев А. А.
Родичев Н. Ф.
Третьяк Т. М.
Федотова С. В.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
С помощью клиновых лесов можно осуществлять реставрационные и строительные работы.. Таким образом, выбор того или иного типа строительных лесов напрямую зависит от типа выполняемых работ, особенностей фасада, предполагаемой нагрузки и пр. Наибольшей популярностью пользуются рамные строительные леса. Компания ООО "Ринстрой является производителем трех моделей рамных лесов строительных: ЛРСП-250, ЛРСП-300 и Профи.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005