Изучение религий в школе: цели, подходы и средства

А. Е. Кулаков
старший научный сотрудник института общего
образования МО РФ, преподаватель гимназии №1517


В контексте поставленных нами целей религию уместно рассматривать как общественный феномен вне мировоззренческого вопроса о "бытии Божьем", избегая крайностей натуралистического взгляда (трактующего религиозные понятия как иллюзорные, фантастические) и теологического (рассматривающего конкретную религию как связь человека и абсолютного трансцендентного начала - Бога). Изучение религий должно продемонстрировать учащимся, что одно и то же явление может рассматриваться с разных, подчас противоположных позиций, что это естественно и нормально, что многообразие взглядов служит взаимному обогащению людей, а также укреплению единства и стабильности общества.

Мудрые люди говорят, что спор атеиста с верующим бессмыслен, поскольку спорящие придерживаются противоположных взглядов на основной тезис. Любой спор такого рода превращается во взаимные обвинения в мракобесии, а аргументы одной стороны не имеют для другой никакого смысла. Между верой и неверием лежит вечная проблема свободы выбора. Но сделать этот выбор осознанно можно, лишь усвоив и переработав в собственном сознании огромную сумму фактов. Описание этих фактов - начальная стадия их усвоения. Именно этим и должен заняться преподаватель.

На практике такой подход иногда ошибочно принимают за экуменизм и релятивизм. Чтобы избежать таких обвинений, подчеркнем, что автор этих строк не выступает за "объединение" религий, признает факт существования межконфессиональных различий, ни в коей мере не желает "встать выше этих различий" или выступить "третейским судьей" в богословских спорах.

Не дело учителя искать аргументы в пользу "истинности" или "ложности" той или иной религии. Ни одна религия или церковь, как и ни один самый гениальный человек не может претендовать на то, чтобы считаться выразителем абсолютной истины. Поэтому говорить о религиях можно лишь как о ступенях восхождения к ней. Однако, ошибочен такой подход, согласно которому "сложение" разных религиозных истин может дать в результате некую истинную религию, которая удовлетворит всех. История наглядно показывает, что такие попытки всегда приводили к провалу: новое образование не только не достигало цели, но и оказывалось мельче и нелогичнее, чем то, из чего оно складывалось. В результате вместо умиротворения в мире межрелигиозных взаимоотношений возникал новый очаг напряженности.

Заметим и такое немаловажное обстоятельство: "объясняя, что такое религия вообще, человек всегда невольно исходит из той модели религии, которая ему привычна, с которой прямо или косвенно связан он сам, его родственники, близкие, соотечественники. Эта конкретная религия представляет собой образец, по которому люди судят, как правило, о других религиях, распространенных в мире. Поэтому понять, что представляет собой религия вообще, религия как явление, невозможно, не познакомившись с различными религиозными учениями"*.

Следует научить школьников различать две задачи, которые до сих пор часто путаются в массовом сознании: изучение религий и обучение религии. Вторая задача осуществляется с целью образовать и воспитать верующего человека. Если изучение религии уместно в массовых государственных учебных учреждениях, то обучение религии - дело конкретных конфессий, которое они осуществляют своими силами и на свои средства.

Для школы не совсем подходит и тот подход к преподаванию религиоведения, который сложился ныне практике высшей школы. Во-первых, сами религиоведы еще не определились с методологией, и данная отрасль общественной науки в нашей стране имеет сильную атеистическую окраску, хотя постепенно избавляется от нее. Во-вторых, религиоведческие курсы довольно тяжеловесны и мало познавательны: их авторы уделяют недостаточно внимания самим религиям как таковым, то есть их учениям, обрядам, традициям, памятникам. А именно эти аспекты и вызывают наибольший интерес школьников. Даже сам термин "религиоведение" скучен, мало понятен и не вызывает энтузиазма у массовой аудитории, которой является аудитория школьная.



Члены редколлегии:
Богуславский А. А.
Галаган С. И.
Ремнев А. А.
Родичев Н. Ф.
Третьяк Т. М.
Федотова С. В.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
обучение на фитнес тренера Так как мы привыкли поддерживать связь с нашими выпускниками, то мы знаем дальнейшую судьбу почти каждого, и координируем их работу на первоначальных этапах. Курсы фитнес тренеров.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005