Мифы о подростках, как о субъектах профессионального самоопределения

Данный миф связан с распространенными в учительской и родительской среде представлениями о том, что подростки, якобы, совершенно не интересуются собственным профессиональным будущим, игнорируют размышления о нем.

На самом деле подростки не могут не быть озабочены своим послешкольным будущим. Более того, значительная их часть испытывает страх перед необходимостью принятия соответствующих решений (или необходимости соглашаться с решением родителей). Дело в том, что подростки испытывают потребность в "интересной" и "самостоятельной" жизни (которая, по их мнению, существует по ту сторону школьных стен). В тоже время, они не умеют эту "интересность" и "самостоятельность" самостоятельно создать, так как они "не обучены" это сделать без посторонней помощи, а школа традиционно наполняет их жизнь чужим пониманием жизни, находящим отражение в традиционном содержании образования.

Подросток же в силу своих возрастных особенностей пытается заменить школьные ценности и авторитеты на другие, или данные им кем-то, или выработанные самостоятельно. И в ряде случаев им это удается. Однако выработать собственное понимание возможного профессионального будущего они, как правило, не могут. Ведь школа уже несколько лет учила их жить в искусственном мире, который замкнут сам на себе, в котором все известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. А реальная жизнь, которая начинается за порогом школы, сплошь состоит из непредсказуемостей, имеет совершенно иную масштабность. "Образование неопределенностью", "образование событийностью" еще не стало реальностью нашей школы и нескоро ею станет. Реальностью является полная предсказуемость того, что, как и в какой последовательности происходит в классной комнате.

Несоответствие этих масштабностей, непредсказуемость, неопределенность в выборе послешкольного общеобразовательного маршрута страшит подростков, создает чувство психологической неуверенности.

Следствием этого мифа являются искаженные представления о том, в какой мере нынешний подросток способен ощущать себя взрослым (или взрослеющим) человеком, способным стать субъектом выбора своего образовательного и профессионального маршрута.

Школа приучает растущего человека к стабильной боязни вырабатывать и высказывать собственную позицию, опираться на собственное размышление. В результате современный российский школьник отличается удивительным для старшего поколения инфантилизмом, зависимостью от чужого мнения, чужой воли.

Так, например, во Владимирской области было проведено исследование на предмет наличия у молодых людей чувства взрослости. Оказалось, что для современных подростков и молодежи характерно стремление занижать собственный психологический возраст по сравнению с реальным. Причем отчетливое желание отдалить наступление взрослости является для них вполне заурядным явлением. Шестнадцатилетние считают, что их взрослость наступит примерно в 23 года, двадцатилетние - в 26 лет. С утверждением "я уже взрослый" согласны только 12,9% юношей и 19,5% девушек в возрасте семнадцати лет. Многие из них считают себя не "подростками", а "мальчиками" и "девочками". Три четверти семнадцатилетних учащихся общеобразовательных школ считают, что выбор места их обучения и работы - дело родителей. Таким образом, отложенное взросление - это заметный штрих в обобщенном портрете молодого поколения .

Очевидно, при этом подростки остро переживают невостребованность в реальной жизни традиционного, веками устоявшегося содержания образования (как и некультуросообразность классно-предметно-урочно-оценочной системы и связанных с ней повседневных процедур и "ритуалов"). Все это выливается в состояние "моральной усталости от школы", которая в сензитивный для процессов самоопределения возраст даже и не пытается ответить на запросы подростка, связанные с проектированием послешкольного образовательного пути. Но именно для возраста, соответствующему девятому классу, характерная наибольшая "чувствительности" для профориентационной работы, восприимчивость данной проблематики. Этой же точки зрения придерживается целый ряд специалистов в области педагогики и психологии. Так, например, об этом говорят результаты исследований, проведенного несколько лет назад психологическим центром "Генезис" (книга "Подросток на перекрестке эпох").

И, конечно же, справедливы утверждения тех, кто считает, что если с профессионально самоопределяющимся подростком своевременно не поработает человек, несущий добро, то вполне возможно, что "на шею" этому подростку успешно усядется человек, несущий зло, либо манипулирующий его жизненными и профессиональными планами в своих политических или коммерческих интересах. Примеры таких манипуляций мы почти ежедневно видим в сводках криминальных новостей по телевидению.



Члены редколлегии:
Богуславский А. А.
Галаган С. И.
Ремнев А. А.
Родичев Н. Ф.
Третьяк Т. М.
Федотова С. В.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Психологическая помощь, консультации, семейный психолог - Яна Багина Слово «консультация» происходит от латинского корня «consulto», что переводится как совещаться, забота, заботиться. Консультация психолога направлена на ориентацию человека в возможностях решения им возникшей проблемы, изменения отношения личности к себе, другим и собственной жизненной ситуации. Из этого следует, что психолог не дает готовых советов, а создает условия, в которых клиент имеет возможность свободно выразить эмоции и чувства, откровенно взглянуть...

 

курсы парикмахера в сургуте Академия предоставляет полный перечень образовательных программ по базовому обучению и повышению квалификации для специалистов салонов красоты. Мировые стандарты обучения, гарантированное трудоустройство, уникальные учебные методики — создают условия для быстрого и успешного старта в красивой карьере выпускникам Академии. МИССИЯ АКАДЕМИИ STANDART— подготовка профессионалов индустрии красоты нового формата, которые виртуозно владеют передовыми знаниями и методиками, осознанно меняют...

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005