Методические материалы, статьи

Задачи и содержание этапов формирования читательской самостоятельности. Часть 2.

Уроки внеклассного чтения проводятся раз в неделю. В этот период школьники продолжают составлять картотеки, появляются классные тематические или алфавитные каталоги. Помимо книжной полки с выставкой прочитанного, полезно сделать регулярную «газету» с отзывами, с заявками о темах или об авторах, произведения которых хотелось бы прочитать. Увеличивается жанровое разнообразие привлекаемых для самостоятельного чтения книг.

На этом же этапе вводятся уроки знакомства с периодической печатью. Детям предлагается подготовить дома рассказ о каком-либо журнале, показать, как он организован, как часто выходит, какие в нем рубрики. На этих уроках вводятся понятия журналист, редактор, корректор, номер, тираж, периодика, экземпляр, рубрика.

Уроки внеклассного чтения, на которых подводятся некоторые итоги, могут проходить в форме викторины, КВН, «Брейн-ринга», «Что? Где? Когда?» и других игр, в которые включаются сведения о книгах, обсуждавшиеся на прошедших уроках.

Завершающий этап формирования навыка самостоятельной читательской деятельности интересен тем, что, помимо рассматривания книг, прочитанных учащимися дома и принесенных для обсуждения, учащиеся учатся монологической речи, которую готовят для изложения своего впечатления от прочитанной книги. Требования к рассказу о прочитанном повышаются: ученику предлагается не просто пересказать, но и сделать элементарный анализ понравившегося произведения, обобщение о жанровых особенностях книги. Уроки внеклассного чтения проводятся раз в две недели. Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения как на уроке, так и во внеурочное время.

Методы, которыми пользуется учитель на уроке внеклассного чтения, вытекают из общеустановленных принципов коммуникативно-деятельностного подхода. К ним относятся:

  • выявление ориентиров книжного издания;
  • анализ авторских особенностей (жанровых, стилистических, эстетических, тематических и т.п.);
  • интерпретация (подбор собственных значений и ассоциаций , к «чужим» языковым единицам, проговаривание главных эпизодов, пересказ с целью донести содержание);
  • конструирование (сопоставление, группировка, подбор целесообразных частей, деталей, образов);
  • классификация (выбор оснований для оценки, подведение под общую тематику и т.п.);
  • синтез (обобщение признаков, характеристик, фактов, построение целостного образа и т.п.);
  • моделирование (творческое преобразование в соответствии с поставленной целью).

Основными формами проведения вступительных занятий являются: рассказ учителя или ученика; небольшая лекция с диапозитивами, с рассматриванием иллюстративного материала; беседа; работа по выставке или с дополнительной литературой; киноурок; экскурсия.

Заключительные занятия имеют целью не только подведение итогов и формирование обобщений и выводов. Заключительные занятия ориентируют учащихся на воссоздание целостности представления о книге, ее авторе, на доведение читательского восприятия до глубокого сочетания образных и понятийных элементов мышления.

Заключение всегда несет в себе элемент новизны и сосредоточенности на самом главном. Особое значение приобретают работа с учебником, с опорными конспектами, задания сопоставительного характера, творческие работы, использование иллюстраций, выразительное чтение отрывков из текста с целью воссоздать эмоциональное восприятие литературного текста.

На заключительных занятиях по внеклассному чтению лирических произведений нередко проводятся конкурсы чтецов, литературно-музыкальные композиции. После уроков по драматическим произведениям — инсценировки, обсуждение сценических и кинематографических версий, сопоставление различных трактовок ролей. Завершающие уроки по изучению эпических произведений включают задания творческого и исследовательского характера, сопоставление позиций и мнений учеников, их самостоятельные работы («пробы пера», «создаем иллюстрации», «пишем рассказ», «сочиняем сказку»).

Е. Антонова



См. также:

Услуги стоматологических клиник по зубному протезированию
Бытовые кондиционеры в современных домах
Услуги сервисных компаний по ремонту стиральных машин
Услуги типографий
Программируемые логические контроллеры и их применение в промышленности
Интернет-магазины мебели
Курсы иностранных языков в Кирове
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
У нас недорого 1с демо по выгодным ценам.   С хорошей скидкой изготовление арматурных каркасов без дополнительной оплаты.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Фасадные работы выгодно и качественно. термопанели фасадные цена низкая, качествыо.. К тому же, монтаж термопанелей полностью сухой, поэтому может проводиться в любое время года, а при желании самостоятельно. Если Вы хотите сделать в оперативные сроки тепловую защиту здания, украсив его при этом декоративно, значит, фасадные термопанели под кирпич - это именно то, что Вы ищете. Особенно хорошо термопанели подходят для реконструкции старых зданий.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005