Методические материалы, статьи

Задачи, методы и приемы обучения чтению. Часть 6.

На всех уроках, когда вводятся йотированные буквы е, ё, ю, я, учитель закрепляет с помощью игровых упражнений значение места буквы в слове, ее роль как показателя мягкости и как слога.

Например, учитель предлагает детям: «Встаньте около своих парт, будем играть: я буду показывать карточки со словами. Вы их читаете и слушаете про себя, как они звучат. Если буква я называет слог [йа], как в слове ярмарка, то вы приседаете, а если она показывает только один звук в слоге-слиянии с мягким согласным, как в слове прямо, то вы подпрыгиваете. Скажите, а что в слове вам подскажет приседать или подпрыгивать? Молодцы! Место буквы. Если она в начале, то называет два звука, а если в слоге-слиянии — то один. Почему мы называем эти «хитрые» буквы буквами второго ряда? Верно, на нашей ленте звуков и букв они располагаются в нижнем, втором ряду, под буквами гласных. Они стоят там не случайно: они показывают, что после мягких согласных звуков в слоге эти буквы читаются так же, как буквы верхнего, первого ряда а, о, э, у, только указывают на мягкость согласного перед ними.»

Последними в азбуке изучаются знаки ь и ъ. Только после их введения мы можем предлагать детям наблюдать слова с йотированными буквами в середине слова и на конце (после разделительных ь и ъ).

Первоначальное знакомство с использованием разделительных знаков происходит при помощи схем звучащего слова. Сопоставительный анализ звукового состава с опорой на схему помогает наглядно и четко услышать различия в словах: например, из текста, чтобы был понятен смысл анализируемых слов, мы выбираем для наблюдения сел/съел. (Текст: Я пошёл в лес за грибами и заблудился. Хорошо, что мама дала мне с собой бутерброд. Я сел и съел его. Сил прибавилось, в голове прояснилось, и я нашел путь домой!). Фонетико-графический разбор (или звуко-буквенный) применяется на данном этапе еще и для орфографической пропедевтики. Когда в результате звукового анализа появляются схемы этих слов становится очевидным, что первый звук в слове съел не собирается менять свой твердый характер, а «хитрая» буква е называет здесь целый слог, поэтому нужен знак, который им поможет сохранить смысл и не превратиться совсем в другое слово (сел).

В процессе обучения первоначальным навыкам чтения выявляются дети, у которых в большей степени, чем у всего класса, обнаруживаются трудности в обучении. Анализ умений учеников поможет учителю в какой-то степени понять причины имеющихся у них нарушений и наметить пути коррекционного обучения. Трудности выделения звуков в слове, различения их на слух, установления последовательности звуков, большое количество ошибок при чтении (пропуски букв, замена, недочитывание, чтение по догадке) говорят о том, что у таких детей не развит фонематический слух. Иногда из-за слабости слуховых дифференцировок (звуков, слов) у этих учащихся бывает нарушено произношение — физиологи и дефектологи называют такие нарушения вторичными, т.е. вызванными не столько дефектами организма, сколько недоразвитостью способности слышать (слушать), видеть (узнавать), действовать (подумать и принять решение). Внимательный учитель исправляет эти недостатки дошкольного воспитания путем коррекционной работы (в трудных случаях привлекая психолога и логопеда). Трудности произношения у некоторых детей выявляются не сразу, так как у них встречаются лишь незначительные отклонения от нормы, и заниматься с логопедом нет необходимости. Но чем сложнее материал, тем больше затруднений испытывают эти ученики при чтении. Именно такие дети делают ошибки во втором слоге слова, так как не могут быстро переключить артикуляцию (му-ху вместо му-ха), допускают многочисленные замены букв и т.д.

Е. Антонова



См. также:

Услуги стоматологических клиник по зубному протезированию
Бытовые кондиционеры в современных домах
Услуги сервисных компаний по ремонту стиральных машин
Услуги типографий
Программируемые логические контроллеры и их применение в промышленности
Интернет-магазины мебели
Курсы иностранных языков в Кирове
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
комплектующие для микроавтобуса Пожалуйста, введите ваше имя, № телефона на который нужно нам перезвонить и ваш город для связи с вами. Спасибо.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005