Методические материалы, статьи

Задачи и содержание работы по разделу «Состав слова». Часть 3.

Научить детей начальной школы ориентироваться в многообразии аффиксов можно, используя различные упражнения, в которых обращается внимание на значение выделяемых морфем.

Рассмотрим упражнения на омонимию суффиксов. * Запишите словосочетания в два столбика: 1) со словами, в которых суффикс -ист- имеет значение 'похожий на что-то'; 2) со словами, в которых суффикс -ист- имеет значение 'иметь в большом количестве':

Голосистый ребенок, серебристый тополь, бархатистая кожа, каменистый берег, водянистая груша, болотистый край.

Для систематизации частей слова может служить «сундук морфем», в который дети записывают анализируемые на уроках русского языка и литературного чтения слова.

Что собой представляет «сундук морфем»? Это толстая тетрадь, которую мы разворачиваем поперек (корешком вверх, открываем как отрывной календарь). Первая страница «сундука» остается пустой. По мере чтения (продвижения по учебнику) мы заполняем «сундук» морфемами, из которых потом можно конструировать разные слова. В этом пособии можно учитывать и чередование согласных в корне слова.

По мере продвижения по учебнику и «рассматривания» слов вы будете наполнять «сундук» морфемами, из которых потом можно будет конструировать разные слова. Заметьте, что в «сундуке» уже сразу учитывается чередование согласных в корне. Записывая корни с подобными чередованиями, мы можем использовать уже имеющиеся чередующиеся буквы.

Такой «конструктор» позволяет решать сразу несколько дидактических задач:

  • формировать словообразовательный навык (узнавать части слова, понимать, как образуются новые слова, из каких частей могут состоять разные части речи, каковы типичные словообразовательные модели и т.п.);
  • развивать орфографическую зоркость (запоминать одновариантные морфемы, графический облик частей слова, зрительно закреплять образ слова, типичных чередований в корне, приставке и т.п.);
  • обогащать словарный запас учеников, уточнять лексическое значение употребляемых в речи слов;
  • осознавать грамматические формы слов (типичные для существительных, прилагательных, глаголов окончания и суффиксы, состав основы различных частей речи).

Изучение морфемного состава слова на начальном этапе обучения происходит постепенно. Сначала школьники знакомятся с особенностями однокоренных слов, затем выделяют корень слова и другие значимые части. В процессе изучения частей речи углубляются знания о составе слова и тех словообразовательных моделях, по которым образуются слова той или иной части речи. Так, при изучении глагола как части речи школьники получают представление о словообразовательной роли приставки, поскольку префиксальный способ образования является наиболее типичным для глагола. При изучении имени существительного учатся образовывать слова при помощи суффикса, приставки, приставки и суффикса одновременно.

Е. Антонова



См. также:

Услуги стоматологических клиник по зубному протезированию
Бытовые кондиционеры в современных домах
Услуги сервисных компаний по ремонту стиральных машин
Услуги типографий
Программируемые логические контроллеры и их применение в промышленности
Интернет-магазины мебели
Курсы иностранных языков в Кирове
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
За небольшую оплату холодильник фармацевтический для всех и каждого.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Купить же ортопедический матрас (готовый в магазине или выполненный на заказ.. Желательно, чтобы в матрасе было несколько слоёв наполнения. Лучшие качества имеют конструкции с независимыми пружинами. В них каждая пружинка способна сжиматься обособленно от других.