Методические материалы, статьи

Выбор учебно-методического комплекта для начального этапа литературного образования. Часть 1.

Сегодня существует более десяти авторских программ по литературному чтению, отличающихся трактовкой цели, отбором содержания и методов начального литературного образования. Право выбора программы принадлежит учителю, но на него же и возлагается ответственность за сделанный выбор, так как именно учитель отвечает за результаты обучения. Сделать выбор непросто. Очевидно, что у каждой программы есть несомненные достоинства, но также очевидно, что успешно реализовать программу можно только в том случае, если исходные позиции автора и учителя совпадают, если авторы программы и учитель единомышленники. Как сориентироваться в обилии учебно-методических комплектов и найти своих единомышленников? Рассмотрим те шаги, которые помогут учителю эффективно провести анализ УМК.

Первый шаг. В первую очередь надо ориентироваться на методологические подходы авторов. Эти подходы раскрываются в пояснительной записке к программе. Первые два вопроса, на которые следует найти ответ:

  • как авторы программы трактуют читательскую деятельность, какая ипостась чтения стоит для них на первом месте — содержательная или техническая, речевая или эстетическая?
  • как авторы программы трактуют начальный этап образования — как пропедевтику или как начало систематического изучения литературы?

От решения этих вопросов зависит выбор приоритетов при определении цели и задач литературного образования в начальной школе. Поэтому задаем следующие вопросы:

  • как формулируется цель начального литературного образования?
  • насколько последовательно эта цель реализуется в формулировке частных задач?
  • какие концептуальные принципы построения программы выдвигают авторы, насколько эти принципы позволяют достичь цели литературного образования?

Второй шаг. Если учитель не разделяет методологические позиции авторов программы, целесообразно обратиться к другому комплекту. Если учитель принимает поставленные задачи, разделяет авторскую концепцию, можно приступить к анализу содержания с учетом всех его компонентов, соответствующих видам социального опыта: 1) круга чтения, теоретических и операционных знаний; 2) опыта осуществления известных способов деятельности, реализуемого в умениях; 3) опыта творческой деятельности; 4) опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности. Прежде всего, следует посмотреть, все ли элементы содержания образования представлены в программе, какую методическую интерпретацию этих дидактических элементов предлагают авторы. Затем целесообразно проанализировать итоговые требования к выпускнику начальной школы. Необходимо соотнести круг поставленных задач с планируемыми результатами и проследить этапы достижения этих результатов по годам обучения.

Третий шаг. На этом этапе осуществляется анализ методов и приемов изучения материала и их соответствия поставленным задачам и содержанию начального этапа образования. Речь должна идти именно об образовании, включающем в себя процессы обучения, развития и воспитания. К сожалению, самая распространенная проблема начального образования — неудачный (т.е. не соответствующий заявленным целям) выбор методов и приемов работы. В этом случае цели и задачи останутся пустой декларацией, поскольку реальный результат образования зависит прежде всего от методов и приемов освоения его содержания, и если в программе поставлены задачи развития ребенка, становления его личности средствами искусства, но преобладают репродуктивные методы обучения, а воспитание сводится к морализированию, цели достигнуты не будут.

М. Воюнова



См. также:

Услуги стоматологических клиник по зубному протезированию
Бытовые кондиционеры в современных домах
Услуги сервисных компаний по ремонту стиральных машин
Услуги типографий
Программируемые логические контроллеры и их применение в промышленности
Интернет-магазины мебели
Курсы иностранных языков в Кирове
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Установка автозвука, сигнализаций, дополнительного оборудования на Севере Москвы Опыт, связанный с реализацией многих эксклюзивных проектов по автомобильному тюнингу. Информацию обо всем этом, большое количество интересных фотоматериалов и статей, посвященных тюнингу, дополнительному оборудованию и автозвуку в автомобиле ты сможешь найти на нашем сайте. Мы устанавливаем автозвуковые системы любого уровня и даем на проведенные работы гарантию на период владения автомобилем!

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005