Методические материалы, статьи

Цели обучения и особенности структуры содержания географии в VI классе.

Основная цель начального курса географии «Природа и человек» — сформировать у учащихся знания о геосферах Земли, основных компонентах ее природного комплекса, дать общие представления о населении нашей планеты; заложить фундамент для изучения предмета в последующих классах на базе опыта творческой деятельности и эмоционально-оценочного отношения к миру, приобретаемого учащимися при освоении курса. Весьма важную роль играет теоретическое содержание курса и практические работы начального курса географии в формировании диалектико-материалистического мировоззрения учащихся.

В основу начального курса географии в VI классе положены общие понятия о геосферах Земли, ее природных комплексах и их взаимодействии, на основе которых формируется целая система региональных физико-географических понятий. Топографические и картографические знания и умения, являются важнейшей составной частью всей системы школьных физико-географических знаний, умений и навыков. Общие понятия в начальном курсе физической географии должны быть даны на местном краеведческом материале с большим числом практических работ на местности. Это особенно важно, если учитывать возрастной образ мышления учащихся, который отличается конкретностью представлений и конкретностью мышления.

Программа и учебники дня VI класса включают сведения об основных сферах Земли: атмосфере, гидросфере, литосфере и биосфере Земли.

Первые темы «Введение» и «Изображение Земли на глобусе и картах» (16 часов) являются логическим продолжением аналогичных тем природоведения, но здесь школьники получают по существу первоначальные топографические и картографические представления. Очень важно научить учащихся понимать различия плана и карты, читать и составлять элементарный план местности, пользоваться градусной сетью при определении географических координат, определять значения абсолютной и относительной высот.

Тема «Литосфера и рельеф» знакомит учащихся с внутренним строением Земли и с породами, слагающими земную кору, горами и равнинами и их изменениями под действием внутренних и внешних процессов, вулканизмом и землетрясениями, со способами охраны земных недр и поверхности суши.

Тема «Гидросфера» содержит разделы о мировом круговороте воды, Мировом океане, рельефе его дна, свойствах океанической воды и законах ее движения (волны, течения, приливные явления, цунами), о растительном и животном мире океана. При изучении этой темы целесообразно использовать наглядные пособия по образованию волн и течений, где даются их свойства и основные параметры, показать практическое значение движения водных масс. При изучении этой темы необходимо формирование у учащихся общих понятий о состоянии водной среды. Особое внимание обратить на практическое использование энергии приливов для создания ПЭС.

Тема «Атмосфера» построена таким образом, чтобы, получив общие знания о строении всей толщи атмосферы, учащиеся систематизировали и укрепили свои представления о погоде: свойствах воздуха при различной температуре, атмосферном давлении, относительной и абсолютной влажности и атмосферных осадках, воздушных массах и ветрах (бризах и муссонах), тепловых поясах, временах года, о климате и погоде и ее предсказании (прогнозе). Практические задания предусматривают систематические наблюдения за погодой с использованием метеорологических приборов.

В теме «Биосфера» учащимся впервые предлагается тезис о неразрывности и взаимообусловленности в развитии и строении сфер Земли. (Ранее эта тема называлась «Географическая оболочка».) Географическая оболочка — это самый большой природный комплекс, т.е. совокупность природных явлений, образующих единое целое, обладающая специфическими законами развития. «Географическая оболочка» — колыбель жизни и наш дом. При изучении этой темы даются общие характеристики: основных закономерностей развития географической оболочки: широтная зональность и высотная поясность, территориальные комплексы (природные, природно-хозяйственные), ее изменения под воздействием деятельности человека.

В теме «Население земного шара», где учащимся сообщают основные сведения о численности и формах поселения населения Земли, расах, народах и государствах на современной политической карте мира.

В завершающем IV разделе программы «Природа и население своей местности» предусматривается закрепление знаний об особенностях взаимодействиях сфер Земли и применение их при наблюдения за явлениями природы и видах хозяйственной деятельности человека в пределах своей местности и разработке рекомендаций по охране природы.

Д. Финаров



См. также:

Летние детские лагеря в Подмосковье: где провести незабываемые каникулы
Услуги профессиональных электриков
Онлайн-курсы для школьников по развитию финансовой грамотности
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Как купить Доставка О магазине Контакты Помощь Камни и минералы Только Ювелиро-поделочные камни и Поделочные камни. Современной науке известно более 4 000 минералов, ежегодно открываются еще несколько десятков, но разнообразие природных камней, их красота и неповторимость мало известны и не вызывают интереса у желающих приобрести украшение, только потому, что они ничего не знают об этих дарах природы. Показать насколько уникальны, интересны, элегантны, разнообразны могут быть украшения из природных, естественных, обогащенных, искусственных...

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005