Методические материалы, статьи

Способы мотивационной деятельности учителя при обучении географии.

Как уже было отмечено, в начале урока учитель стимулирует мотивы изучения новой темы и определяет цель урока. Особое внимание обращается на практическое значение географических знаний (умение ориентироваться на местности, читать карты, анализировать прогнозы погоды, оценивать плодородие почв, влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека и т.п.).

Необходимо использовать сведения о практическом значении научных достижений географии (ритмичность изменений в природе, колебания значений влажности и уровня Каспийского моря, роль мониторинга наблюдений в предотвращении опасных природных явлений и т.п.).

В ходе изучения нового материала для мотивации учебной деятельности учащихся целесообразно использовать научные сведения о геологической истории Земли; о грозных и стихийных природных явлениях (извержениях вулканов, тайфунах, цунами и т.п.); о жизни и быте различных народов; интересные сведения об экологических связях в природе и взаимоотношениях человека и природы.

Важным способом формирования мотивов в учебном процессе является использование принципа историзма. Необходимо использовать не только материалы по исторической геологии и истории географических исследований, но и исторические изменения в природе, жизни народов России и всего мира.

Интегрированное изучение географии, биологии и. экологии предоставляет большие возможности для мотивации учебной деятельности учащихся. Например, географическое понятие «природный комплекс» является опорным и необходимым для изучения экологии.

В учебниках по географии, изданных в последнее время, много внимания уделено формированию мотивов учения. Так, в учебнике В. Я. Рома и В. П. Дронова по географии России по-новому реализован принцип историзма, приведены новые исторические данные о развитии хозяйства нашей страны. В учебнике В. П. Максаковского для X класса приведены планы-схемы изучения каждой темы, что способствует развитию познавательного интереса школьников. В методический аппарат учебника включены «методические ключи к теме», способствующие развитию умений самостоятельной работы.

Методами проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский) предусматривается организация самостоятельной деятельности учащихся, что стимулирует мотивы учения, познавательный интерес и активную учебную деятельность учащихся. В процессе учебы учителем ставится проблемный вопрос или проблемная задача, создающая проблемную ситуацию. Если учитель правильно сформулировал проблемный вопрос, то, как правило, у учащихся появляется интерес и желание решить проблему. Например, почему на Русской равнине январские изотермы простираются почти меридионально, а не широтно, как поступает солнечная радиация?

Игровые технологии обучения способствуют активизации познавательного интереса учащихся. Для мотивации имеет значение оценка учебной деятельности учащихся. Среди различных форм контроля и оценки наиболее интересными для учащихся являются работы на контурных картах, воображаемые географические путешествия, взаимопроверка номенклатуры и использование электронных учебных программ.

Личность учителя, его профессиональная эрудиция, методическое мастерство и понимание интересов учащихся в значительной мере обеспечивают успешную мотивацию учебной деятельности учащихся. Большое значение имеет увлеченность учителя своим предметом и самое важное — любовь к детям. Если нет любви к детям, то вряд ли молодой учитель сможет успешно обучать географии.

Д. Финаров



См. также:

Услуги стоматологических клиник по зубному протезированию
Бытовые кондиционеры в современных домах
Услуги сервисных компаний по ремонту стиральных машин
Услуги типографий
Программируемые логические контроллеры и их применение в промышленности
Интернет-магазины мебели
Курсы иностранных языков в Кирове
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
купить угги Друзья! Благодаря ВАМ мы развиваемся и работаем на протяжении нескольких лет.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005