Методические материалы, статьи

Способы введения языковых понятий. Часть 1.

Мы уже говорили о том, что ребенок младшего школьного возраста обладает наглядно-предметным мышлением. Дошкольник уже имеет представление об окружающих его предметах, ему доступно выделение и обобщение внешних, непосредственно воспринимаемых свойств этих предметов, но внутренние свойства вещей остаются скрытыми. Выяснением внутренних отношений между предметами занимается наука, поэтому при поступлении в школу и правильной организации обучения у ребенка начинает формироваться тот тип мыслительного действования, который называется теоретическим. Основной формой его является научное понятие.

Научное понятие отличается от обыденного (житейского) тем, что последнее выстраивается в сознании ребенка в процессе его роста спонтанно, в результате взаимодействия с окружающим миром, т.е. из его личного опыта; научные же понятия приобретаются ребенком при обучении уже готовыми и должны быть им осознаны и поняты в короткий срок. Таким образом, как писал Л. С. Выготский, житейское, «спонтанное», понятие ребенка развивается снизу вверх, от более элементарных и низших свойств к высшим, а научное понятие развивается сверху вниз, от более сложных и высших свойств к более элементарным и низшим.

Дошкольник, умеющий выстраивать эмпирические житейские понятия, неосознанно владеет способом построения такого понятия. Это позволяет научить ребенка производить обратные действия: от готового понятия к чувственному, эмпирическому уровню. Иными словами, ребенок на уроке русского языка анализирует языковой материал, выделяет и описывает общие свойства ряда однородных предметов, в нашем случае — языковых единиц, обобщает полученные данные и приходит к описанию свойств конкретного предмета.

При коммуникативно-деятельностном подходе лингвистические понятия осваивают либо индуктивным, либо дедуктивным методом. Выбор умственных операций зависит от содержания понятия и от ведущего полушария ребенка. Если у ребенка доминирует левое полушарие (он правша), то его способ восприятия тяготеет к индуктивному методу, когда собираются для построения понятия, нужные факты языка, демонстрирующие существенные признаки этого понятия, затем они обобщаются и выводится определение (от частного к общему). Если мы имеем дело с правополушарным учеником (левшой), то сразу вводится определение, так как ему ближе дедуктивный способ освоения понятия: оно используется как инструмент, которым ребенок действует, чтобы лучше усвоить роль данного понятия.

Что касается содержания понятия, то дедуктивным способом познается простое понятие типа звук, буква, в которые не включены другие понятия (как, например, фонеме) и т. п. Сложные понятия (например, часть речи), в определении которых имеются другие — простые — понятия (род, число, падеж), требуют индуктивного метода изучения. Так, все части речи являются сложными понятиями.

Понаблюдайте за определением имени существительного: имя существительное — это часть речи (1), обозначающее предмет (2), имеющее род (3) и изменяющееся по числам (4) и падежам (5). В содержании определения употреблены пять понятий, которые дети должны знать. Если эти термины для них не наполнены соответствующим содержанием, то определение становится абракадаброй, усугубляющей непонимание сути термина имя существительное.

В самом общем виде схема построения лингвистического понятия индуктивным методом выглядит следующим образом. На уроке организуется исследование текста в связи с конкретной целью «построить понятие».

1. Обнаружение слов — носителей признаков понятия.

2. Выделение существенных признаков предмета исследования.

3. Классификация и группировка выделенных признаков.

4. Обобщение, выводы и формулировка определения понятия.

5. Определение способа действий по «построению» понятия.

Е. Антонова



См. также:

Интернет-магазины сантехники и их преимущества
Услуги типографий для бизнеса
Услуги по установке и обслуживанию бытовых кондиционеров
Летние детские лагеря в Подмосковье: где провести незабываемые каникулы
Услуги профессиональных электриков
Онлайн-курсы для школьников по развитию финансовой грамотности
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
изготовление мебели на заказ В некоторых странах западной Европы ( Германия, Италия, Франция, Австрия, Латвия) постоянно работают наши представители. Компания «Дельта Интерио» - это в первую очередь, профессиональный подход в комплексном проектировании объектов, контроль выполнения заказов на всех этапах строительства, консалтинг по всему спектру вопросов, связанных с интерьерным наполнением. Многолетний опыт работы с частными и корпоративными клиентами, проектными и строительными организациями позволяет...

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005