Методические материалы, статьи

Социолингвистические основы обучения РКИ. Часть 5.

Речевые варианты, корректирующие с ситуативными переменными, называются социолингвистическими переменными.

При реализации социолингвистического подхода в обучении русскому языку как иностранному целесообразна следующая система работы. Вначале лучше предлагать материал для наблюдений и анализа. Например, перед просмотром эпизода из кинофильма можно при чтении текста эпизода предложить иностранным учащимся определить социальные особенности и роли говорящих и вспомнить соответствующие речевые корреляты. Если в тексте наблюдается обилие суффиксов субъективной оценки, это может быть характерно для женского диалога. Об этом же говорит и такое средство экспрессии разговорной речи, как форма мужского рода по отношению к лицам женского пола: Ты мой славный.

На следующем этапе предлагаются задания репродуктивного характера и упражнения по аналогии. Например описание ситуации и диалог: на конференции вы встречаете человека, который кажется вам знакомым. Вы собираетесь обратиться к нему и узнать, действительно ли вы знакомы. Место общения — конференция — диктует некоторые социальные характеристики участников диалога: вероятно это люди, с высшим образованием, немолодые.

Задание: Воспроизведите ситуацию и соответствующий ей диалог. Разыграйте ситуацию, но с изменением обстоятельств знакомства (совместный отдых на турбазе в Репино, соседние номера в гостинице) и изменением возраста участников ситуации (студенты, примерно одного возраста), начните так:

  • Слушайте, парень, где я мог тебя видеть?

Могут быть даны задания с изменение ситуационных ролей, связанных с личностными характеристиками коммуникантов, например прохожие на улице: отзывчивый человек — равнодушный человек.

В курсе «Делового русского» при решении творческой задачи может быть следующее распределение ролей: эрудит — человек, обладающий широким диапазоном знаний, имеющий собственный опыт в данной области; генератор новых идей — человек с большой фантазией, всегда имеющий в запасе самые неожиданные идеи; критик — немного скептик по характеру, он всегда спорщик и доказательно недоверчив. Он необходим, так как всякую идею надо проверить со всех сторон. И, наконец, роль организатора, задача которого — направлять поиск группы по наиболее эффективному пути, ведущему к конкретным практическим результатам.

На занятиях по стилистике целесообразно включать задания, предусматривающие исполнение преимущественно ситуационных социальных ролей: пассажир такси — пассажир автобуса; сверстники — старший, младший и др.

На заключительном этапе преподаватель предлагает задания творческого характера, когда иностранные учащиеся должны сами придумать и описать ситуацию, ее участников и составить соответствующие диалоги.

На занятиях по языку средств массовой информации преподаватель может после знакомства с материалами, представляющими взгляды различных партий и течений, предложить подготовить выступления для митинга от лица какой-либо партии или движения, используя при этом разные типы обращений: господа, товарищи, россияне, соотечественники, а также тезисы, соответствующие взглядам этой партии.

Интерес представляют задания, связанные с национальным своеобразием социальных ролей. Например, прочитав диалог отца с сыном, характерный для англичан, преподаватель может попросить студентов составить аналогичный диалог в той же ситуации с изменением национальности участников диалога, это будут не англичане, а русские.

И. Лысакова



См. также:

Летние детские лагеря в Подмосковье: где провести незабываемые каникулы
Услуги профессиональных электриков
Онлайн-курсы для школьников по развитию финансовой грамотности
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Villeroy&Boch LUXXUS Цены на товары Villeroy&Boch зависят от серии, цвета и/или отделки, дизайна. Покупка товаров Villeroy&Boch через наш интернет-магазин- это не только выгодные цены и широкий ассортимент, но и гарантийное, постгарантийное обслуживание, доставка, установка. Villeroy Boch купить можно или через сайт, добавив товары в корзину или, что проще, оправив нам заявку по электронной почте или заполнив форму запроса, указав необходимые артикулы или описание товара.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005