Методические материалы, статьи

Составление рассказа от лица героя.

Прием составления рассказа от лица героя предполагает не формальное изменение лица рассказчика, а переосмысление изображенных событий в соответствии с точкой зрения избранного персонажа. Особенно эффективен этот прием в тех случаях, когда автор вводит в произведение рассказчика.

Читая произведения, написанные от лица их сверстника, младшие школьники воспринимают события в контексте оценок рассказчика, им очень трудно заметить авторскую позицию. Прием составления рассказа о событиях от лица другого героя поможет посмотреть на рассказчика «со стороны», оценить его точку зрения и отношение к нему автора. Так, основным субъектом речи в рассказе Н. Н. Носова «Автомобиль» является герой-рассказчик, участник событий. Однако с содержательной точки зрения рассказ выражает не только оценки и отношение героя, мальчика, но и авторское отношение к событию, поступкам героев, да и к самому рассказчику. Рассказчик сам является объектом изображения. Но при самостоятельном чтении дети этого не замечают. Начало рассказа: «Когда мы с Мишкой были совсем маленькими...» создает иллюзию того, что историю рассказывает человек взрослый, и младшие школьники отождествляют рассказчика с автором и безгранично доверяют ему. Вместе с рассказчиком дети верят, что письмо, в котором мальчики сообщают, что шофер ни в чем не виноват, и признают свою вину, дойдет до милиционера. Вместе с рассказчиком они смеются над Мишкой — другим героем, участником событий, хотя авторские замечания, авторское построение текста заставляет нас посмотреть с иронией и на самого рассказчика.

Чтобы учащиеся не воспринимали каждое слово рассказа как авторское, понаблюдаем, насколько зависит содержание рассказа от личности говорящего. Для этого предложим детям рассказать ту же самую историю с другой точки зрения, от лица другого героя, Мишки. В ходе рассуждений о том, как мог бы Мишка рассказать эту историю, выясняем, что Мишка — человек дела. Он не знает, как называются части машины, но он сразу придумал, что можно сделать, чтобы все-таки прокатиться на автомобиле. Если бы историю рассказывал Мишка, он бы, наверное, не стал концентрировать внимание на своих неудачах, в частности на том, что он неправильно называл части машины, зато обязательно рассказал бы, как его друг боялся запрыгнуть на бампер. Составляя рассказ от лица Мишки, дети убеждаются, что почти каждую фразу в рассказе надо изменить, поскольку она несет в себе оценку событий другим героем.

На этапе обобщения ученики размышляют о том, зачем автор рассказывает эту историю от лица мальчика, который, так же как и Мишка, не понял, что письмо не дойдет до милиционера. Попытка пересказать историю от лица другого героя помогает младшим школьникам обратить внимание на функцию рассказчика и сделать более глубокие выводы: для автора были важны не только поступки героев, но и их характер, их переживания, их оценка событий.

Итак, прием составления рассказа от лица героя формирует представления об авторе как о творце художественного произведения, отличном от рассказчика-героя, представления о функции героя-рассказчика в тексте; помогает определить, почему автор выбрал такую форму повествования.

И. Николаева



См. также:

Услуги типографий для бизнеса
Услуги по установке и обслуживанию бытовых кондиционеров
Летние детские лагеря в Подмосковье: где провести незабываемые каникулы
Услуги профессиональных электриков
Онлайн-курсы для школьников по развитию финансовой грамотности
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Платья Выбирая у нас модели платьев 2014-2015, вы можете быть уверены, что будете одной из совсем не многих их обладательниц: ведь все представленные изделия выпускаются в ограниченном количестве. Все виды платьев. Платье – это основа основ женского гардероба.

 

Навесное оборудование› Оборудование для аэропортов 2. Навесное оборудование для тракторов 10. Техника MITSUBER И MST 3.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005