Методические материалы, статьи

Сопоставительный анализ произведений разных видов. Приемы работы с познавательной книгой. Часть 2.

Различить художественный рассказ и статью в энциклопедии достаточно просто, сложнее распределить «пограничные» виды. Помочь детям можно вопросами, которые целесообразно задавать, сравнивая произведения попарно.

Художественный и научно-художественный рассказ.

  • Что главное для Р. П. Погодина в рассказе «Жаба» — рассказать о самой жабе или об отношении к ней Коли? Что главное для М. М. Пришвина в рассказе «Лягушонок» — рассказать о событиях своей жизни или о лягушонке? Какие герои действуют в рассказах Р. П. Погодина и М. М. Пришвина? В каком из этих произведений отношения между людьми выходят на первый план? Над чем вы задумались, прочитав рассказ Р. П. Погодина? Какие размышления вызвал рассказ М. М. Пришвина? Какой рассказ в большей степени расширил ваши знания о природе, а какой — о человеческих отношениях?

Научно-художественный и научно-познавательный рассказ.

  • Сравним теперь рассказ М. М. Пришвина «Лягушонок» с рассказом Ю. Д. Дмитриева «Жаба». Как строится повествование: знаете ли вы, кто рассказывает о жабе у Ю. Д. Дмитриева? А у М. М. Пришвина? Есть ли в рассказе Ю. Д. Дмитриева персонажи? Описаны ли в нем какие-нибудь события? Что вы узнаете из рассказа Ю. Д. Дмитриева о жабе? А об авторе вы что-то узнали? Можно ли узнать что-нибудь об авторе из рассказа М. М. Пришвина? В каком рассказе речь идет о конкретном животном, а в каком говорится о том, что свойственно всем животным этого вида? Какой же из этих рассказов тяготеет к художественной литературе, а какой — к научной?

Научно-познавательный рассказ и справочная статья.

У нас остался еще один текст, который называется «Жаба». А указан ли автор этого текста? Почему не указан? Прочитайте текст внимательно — что мы можем сказать о его авторе? Сравните сведения о жабе, которые вы получили из каждого текста. Где сведения самые полные и систематизированные (т.е. последовательно рассказывающие о внешнем виде, размерах животных, среде их обитания, питании)? Как вы думаете, какой из текстов надо поместить в справочное издание — энциклопедию? А можно ли поместить в энциклопедию рассказ Ю. Д. Дмитриева? Чтобы ответить на этот вопрос, обратите внимание на речь и композицию рассказа. С какой фразы он начинается? («Жабу не любят.») Может ли энциклопедическая статья начинаться не с описания животного, а с выражения отношения к нему? А как заканчивается рассказ Ю. Д. Дмитриева? («Правда, она очень некрасива, но ведь друзей любят не за красоту. Верно?») Как вы считаете, статья в энциклопедии может заканчиваться вопросом, который предлагает читателям согласиться или не согласиться с научными сведениями, помещенными там?

На этапе обобщения важно собрать воедино все сведения о специфике каждого вида детской литературы и сообщить, что в книгах принято указывать вид и жанр произведения. Закончить урок целесообразно вопросом — зачем читателю знать, к какому виду литературы относится то или иное произведение? Предложите детям поразмышлять над этим вопросом дома и выполнить практическое задание по поиску информации на определенную тему. Эту тему можно связать с изучаемым по другим предметам материалом: это могут быть биографические сведения о композиторе, художнике; материалы об истории города и т.д. Важно, чтобы дети задумались о том, что читатель обращается к литературным произведениям разных видов с разными целями, поняли, в произведениях какого вида и жанра они могут найти нужную информацию.

М. Воюшина



См. также:

Услуги стоматологических клиник по зубному протезированию
Бытовые кондиционеры в современных домах
Услуги сервисных компаний по ремонту стиральных машин
Услуги типографий
Программируемые логические контроллеры и их применение в промышленности
Интернет-магазины мебели
Курсы иностранных языков в Кирове
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Лечение наркомании тольятти На этом этапе очень важна поддержка и любовь близких. Реабилитация– наиболее длительный этап лечения. Квалифицированные психологи и психотерапевты подбирают индивидуально каждому пациенту схему его возвращения в социум с помощью курса психотерапии, индивидуальных или групповых занятий и других программ.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005