Методические материалы, статьи

Педагогические аспекты методики русского языка. Часть 1.

В процессе лингвометодических исследований и на занятиях по предметной методике не обойтись без данных других наук. Это философия, науковедение, социология, статистика, история, этнография и другие науки различного профиля. Однако наиболее тесные межпредметные связи у лингвометодики с лингвистикой (языкознанием), педагогикой и психологией. Именно эти науки по праву считаются для методики русского языка основополагающими, базовыми.

Какая же из этих наук к предметной методике ближе других? На этот вопрос ученые отвечают по-разному в соответствии со своими научными интересами.

Лингвисты, конечно, основной базовой наукой для методики русского языка (а также для других лингвометодик) считают лингвистику (языкознание). Об этом говорит уже упомянутое определение Л. В. Щербой методики как прикладной науки к языкознанию.

Для А. А. Леонтьева «главной базовой наукой для методики является психология».

И наконец, не менее авторитетные ученые основной базовой наукой по отношению к методике именуют педагогику.

Все точки зрения убедительно аргументированы. Напомним, однако, что предметную методику традиционно относят к числу не психологических, не лингвистических, а педагогических наук.

Между педагогикой и лингвометодикой наблюдаются различные отношения.

1. Постулаты педагогики могут без существенных изменений интерпретироваться применительно к любой предметной методике. Примером могут служить условия эффективного воспитательного воздействия на обучающихся учителя средней школы или преподавателя института независимо от его специальности.

2. Общепедагогические средства обучения своеобразно используются в условиях каждого учебного курса. Например, дидактические принципы, методы, средства наглядности, которые требуют учета специфики обучения языку.

3. Средства преподавания (обучения, изучения), специфичны только для данного учебного предмета, в данном случае для курса русского языка в школе или институте. Эти отношения иллюстрируются приемами различения и употребления в речи смежных единиц фонетики, грамматики и других аспектов русского языка.

Проблемы воспитательного воздействия на студентов в педагогическом вузе

В начале 80-х годов XX века писатель Иван Синицын в своих двух статьях под названием «Ученье и труд» отказал школе в праве воспитывать, слитая «воспитывающее обучение» далекой от практики выдумкой немецкого «буржуазного» педагога И. Ф. Гербарта.

Между тем и отечественная, и современная российская школа использовали и используют возможности воспитательного воздействия на обучающихся, хотя и не всегда рационально и эффективно.

Воспитательный потенциал есть как у средней, так и, надо полагать, у высшей школы. Вопрос только в том, сколь он велик и как эффективно реализовать воспитательные возможности школы. Для этого нужно определить:

  • кто или что выступает в роли воспитателя школьников или студентов;
  • что в своих стенах школа призвана воспитывать у обучаемых;
  • каковы средства воспитательного воздействия на школьников или студентов.

Чтобы применительно к высшей школе ответить на первый вопрос, обозначим иерархию факторов воспитательного воздействия на студенческую аудиторию.

1. Окружающая студента внеучебная среда: семья, коллективы, встречи по интересам, сверстники, средства массовой информации.

2. Преподаватель высшей школы, его воздействие на внутренний мир студентов в процессе общения с ними.

3. Средства самого учебного предмета, в данном случае курса современного русского языка и других лингвистических дисциплин.

М. Успенский



См. также:

Услуги стоматологических клиник по зубному протезированию
Бытовые кондиционеры в современных домах
Услуги сервисных компаний по ремонту стиральных машин
Услуги типографий
Программируемые логические контроллеры и их применение в промышленности
Интернет-магазины мебели
Курсы иностранных языков в Кирове
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Купить теплицу из поликарбоната в Тольятти в магазине со скидкой и низкой ценой Укрывной материал у теплиц сотовый поликарбонат(так же можно использовать полиэтиленовую плёнку, стекло, пластик), поликарбонат обгоняет по всем параметрам своих предшественников и пользующийся достаточной прочностью и эффективностью поглощения и светопропускной способностью. Внутри теплиц исходящее от солнца инфракрасные лучи подогревают растения и почву. В свою очередь воздух, нагретый от внутренних элементов, сохраняется внутри строения за счет крыши и стен.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005