Методические материалы, статьи

Основные понятия методики обучения РКИ. Часть 4.

С понятием приема тесно связано понятие метода обучения. В современной методике обучения неродному языку термин метод имеет два толкования: дидактическое и собственно методическое. Дидактическое сходно с толкованиями этого термина в дидактике и методиках преподавания других учебных предметов. В соответствии с ним метод — это способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленной на решение определенной учебной задачи. При деятельностном подходе к обучению выделяют три группы методов:

1) обеспечивающие овладение учебным предметом — словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно-поисковые, индуктивные, дедуктивные;

2) мотивирующие учебную деятельность — познавательные игры, учебные дискуссии, проблемные ситуации и др.;

3) методы контроля и самоконтроля учебной деятельности — опрос, зачет, экзамен и др.

Каждый метод реализуется в обучении при помощи тех или иных приемов, поэтому методы иногда определяют как совокупность приемов обучения, обеспечивающих решение учебных задач.

В соответствии с методическим толкованием метод — это система взглядов и представлений о том, как должен строиться процесс обучения. Среди методов как систем выделяют: грамматико-переводной, прямой, сознательно-сопоставительный, аудиолингвальный, аудиовизуальный, сознательно-практический, когнитивный, коммуникативный, суггестопедический и др. Эти методы группируют на разных основаниях: переводные и беспереводные (прямые); сознательные и интуитивные, традиционные и альтернативные.

Каждый метод находит свое воплощение в системе средств обучения, с помощью которых и осуществляется обучение языку. Различают средства обучения:

  • для преподавателя — учебные планы и программы, методические пособия, справочная и научная литература;
  • для учащихся — учебник, учебные пособия и словари;
  • аудиовизуальные — диа-, кино- и видеофильмы, слайды, аудиозаписи, таблицы и схемы;
  • технические — магнитофон, видеомагнитофон, компьютер, проекционная аппаратура.

Учебный план — документ, определяющий место учебного предмета «Русский язык» среди других предметов, устанавливающий количество учебных часов в целом и по неделям, сроки и формы обучения, виды контроля.

В программе формулируются цели обучения, описывается отобранный для овладения студентами учебный материал, даются рекомендации по планированию учебного процесса и по организации контроля результатов обучения.

Учебник — основное средство обучения, содержащее материал, предназначенный для овладения учащимися в различных видах речевой деятельности.

Учебные пособия — вспомогательные средства обучения, позволяющие повысить эффективность овладения каким-либо аспектом языка или видом речевой деятельности. Существуют пособия по обучению аспектам языка, видам речевой деятельности, функциональным стилям.

Учебно-методическое пособие — книга для преподавателя, содержащая описание организации учебного процесса и методические рекомендации по использованию тех или иных приемов обучения.

Принципы обучения — еще одна важная категория методики, которая не используется для описания каких-либо компонентов преподавательской или учебной деятельности, но тем не менее существенно влияет на организацию процесса обучения русскому языку как иностранному. Под принципами обучения понимают исходные требования к процессу обучения. Выполнение этих требований обеспечивает его необходимую эффективность.

Выделяют дидактические и методические принципы.

Л. Московкин



См. также:

Услуги клининговых компаний
Интернет-магазины сантехники и их преимущества
Услуги типографий для бизнеса
Услуги по установке и обслуживанию бытовых кондиционеров
Летние детские лагеря в Подмосковье: где провести незабываемые каникулы
Услуги профессиональных электриков
Онлайн-курсы для школьников по развитию финансовой грамотности
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Конструкция и комплектация системы обратного осмоса атолл A-575 (Патриот.. Фильтр Atoll a 575 std очищает воду без использования химических средств, что делает его использование абсолютно безопасным для здоровья человека. Эта модель отличается повышенной производительностью. Рассчитана на большую семью из 5-6 человек.

 

Плинтусы из массива дуба Быстрый просмотр. Плинтус из массива дуба 03-083-18 шлифованный. Изготовим под заказ.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005