Методические материалы, статьи

Обучение аспектам русского языка как иностранного. Фонетика русской речи. Часть 2.

При постановке звуков преподаватель комплексно применяет приемы открытого и скрытого управления артикуляцией. Открытое управление — использование ощутимых моментов артикуляции, которые осознаются на основе двигательной, слуховой, зрительной и тактильной опор. Когда оно затруднено, используются звуки-помощники и благоприятная позиция, т. е. приемы скрытого управления артикуляцией.

Большую помощь в обучении произношению оказывает сравнительно-сопоставительный анализ русского языка с родным языком учащихся.

Особенности русской вокалической системы в сопоставлении с английской.

В русском языке всего б гласных фонем, в английском — 12 монофтонгов и 9 дифтонгов, в системе американского варианта — 15 монофтонгов и 9 дифтонгов. Система русских гласных сбалансирована, поскольку в каждой зоне артикуляции находится отдельный звук и нет. скопления гласных, как в английском. В вокализме нет противопоставления гласных по признаку долготы-краткости в отличие от английского языка, где эти различия — фонологические.

Как показывают результаты анализа реальных произносительных ошибок в речи англоговорящих, в работе над произношением русских гласных следует исходить из того, что ударные русские гласные — краткие, а безударные — сверхкраткие. Увеличение длительности русских ударных гласных в произношении англоговорящих влечет за собой их дифтонгизацию, так как долгие гласные в английском языке, как правило, дифтонгизируются. Недопустимо также произношение русских гласных под ударением по нормам произношения английских сверхкратких ударных гласных, являющихся гласными неполного образования.

Английская и американская речь лабиализована менее русской. В русской речи, наоборот, огубление и выпячивание губ — норма. Английский вокализм прежде всего ориентирован на звуки, произносимые с растягиванием губ.

В англоговорящей аудитории для коррекции целесообразно выделить 4 звука: [о], [i], [u], [ы]. Отклонения в произношении этих звуков обусловлены как фонематическими, так и фонетическими причинами.

Гласный [о]. Это лабиализованный гласный среднего подъема заднего ряда. При его произношении губы энергично вытягиваются вперед и округляются, язык отодвинут назад и приподнят. В позиции перед мягкими согласными [о] к концу звучания приобретает краткий призвук [i]; после мягких согласных [о] начинается с этого краткого призвука. В позиции между двумя мягкими согласными [о] — более закрытый.

Отработка произношения [о] начинается с губной артикуляции, которая должна быть напряженной. Это позволяет ощутить ее и фиксировать на ней внимание. Тренировку целесообразно начинать с произношения [о] с губными согласными в словах типа боб, вот при обязательном требовании округления и выпячивания губ.

Гласный [u]. Это лабиализованный гласный заднего ряда верхнего подъема. Цри его артикуляции язык оттянут назад, кончик языка опущен и не касается нижних зубов, задняя часть спинки языка высоко поднята к мягкому нёбу, губы вытянуты вперед и округлены. Под влиянием мягких согласных [u] приобретает призвук [i], а между мягкими он существенно меняется — становится продвинутым вперед гласными заднего ряда. Английский долгий [u] отличается от русского значительной продвинутостью, длительностью и меньшей лабилизацией.

При остановке произношения рекомендуется усилить губную артикуляцию, научиться отодвинуть язык назад, ощущая напряжение в корне языка и задней части его спинки. Закрепить выработанную артикуляцию можно тренировками, начиная с упражнений на сочетание с губными согласными, а затем на противопоставление [u] — [о]. Обращать внимание обучаемых на неоднородное звучание [о]: тут — тот и т. д.

О. Рогожина



См. также:

Услуги стоматологических клиник по зубному протезированию
Бытовые кондиционеры в современных домах
Услуги сервисных компаний по ремонту стиральных машин
Услуги типографий
Программируемые логические контроллеры и их применение в промышленности
Интернет-магазины мебели
Курсы иностранных языков в Кирове
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Торговое оборудование бу, холодильное оборудование бу, оборудование для магазинов бу.. Торговое холодильное оборудование, Витрины, Горки, Стеллажи, Бонеты. Торговое оборудование бу, холодильное оборудование бу, оборудование для магазинов бу, Торговое оборудование, Аренда торгового оборудования, Срочный выкуп торгового холодильного оборудова.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005