Методические материалы, статьи

Обучение аспектам русского языка как иностранного. Стилистика. Часть 2.

Преподаватель должен знать, что на начальном этапе обучения целесообразно обратить внимание не только на заголовки газет (начиная с объяснения их структуры и содержания), но и на ориентацию газеты, типологические особенности издания. Желательно демонстрировать варианты разных способов выражения одного и того же содержания, зависящие от позиции журналиста и особенностей его читательской аудитории. В этом отношении полезно начинать чтение с газет, ориентированных на широкую аудиторию, или с детских изданий, так как синтаксис и лексика в них адаптированы с учетом легкости восприятия. Молодежные («Комсомольская правда») и специализированные издания («Коммерсантъ») должны вводиться ограниченными дозами: сначала в функции дополнительного, экспрессивного варианта к нейтральному содержанию «взрослой» респектабельной газеты.

Ярко выраженная политическая дифференциация прессы требует учета социально-политических диалектов разных изданий. Можно сопоставить информацию на одну тему в «Невском времени» и в «Санкт-Петербургских ведомостях», в «Известиях» и в «Правде». Это не только интересно с точки зрения сопоставления разных идеологических позиций (что всегда привлекает внимание иностранцев), но и поучительно в плане сопоставления оценочных средств, антонимических и синонимических вариантов.

На продвинутом этапе обучения особенно продуктивно чтение молодежных и еженедельных изданий, в которых есть ирония, подтекст, различные ассоциативные намеки. Такая многослойность текста позволяет строить занятие в форме дискуссии страноведческого характера со стилистическим комментарием, введением просторечной и жаргонной лексики на нейтральном и книжном фоне. Аналитические статьи (на начальном этапе — информационные хроникальные заметки), фельетоны дают прекрасный материал для развития литературной, нормированной речи у будущих политологов и филологов.

Почему так важен дифференцированный отбор газетных текстов с учетом жанра и типа издания, хотя в имеющихся пособиях по стилистике русского языка для иностранцев эти особенности не фиксируются?

Социолингвистические подходы к анализу текста становятся очень актуальными в современной методике обучения русскому языку как иностранному. Среди традиционных функций газетного текста на уроке русского языка как иностранного (лингвострановедческая, функционально-стилистическая) выделяют еще и социокультурную. Под этой номинацией понимается не только отражение социальных реалий жизни общества, но и формирование его менталитета речевыми структурами газетных текстов разных изданий.

Современная лингводидактика, интегрируя психологические, физиологические и лингвистические знания, широко использует достижения дисциплин, связанных с социальными факторами. Такие фундаментальные понятия стилистики, как функциональные разновидности речи, коннотации, зависимость выбора речевых средств от ситуации, цели и участников общения, необходимо учитывать при разработке новых моделей учебников русского языка как иностранного и в программах специальных курсов и семинаров.

Стилистический компонент в практике преподавания русского языка как иностранного является фактором, не только формирующим коммуникативную и языковую компетенцию учащихся, но и раскрепощающим их психику, потому что осознанный выбор уместного речевого варианта в определенной ситуации способствует снятию психологического барьера в общении.

И. Лысакова



См. также:

Услуги стоматологических клиник по зубному протезированию
Бытовые кондиционеры в современных домах
Услуги сервисных компаний по ремонту стиральных машин
Услуги типографий
Программируемые логические контроллеры и их применение в промышленности
Интернет-магазины мебели
Курсы иностранных языков в Кирове
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005