Методические материалы, статьи

Методика обучения иностранцев русскому языку как наука. Часть 1.

Методика обучения русскому языку как иностранному является педагогической наукой. Она входит в цикл педагогических наук и тесно связана с каждой из них, прежде всего — с дидактикой. У дидактики и методики имеется один и тот же объект исследования — вся совокупность явлений и процессов, связанных с обучением. Однако предметы исследования у них разные. Дидактика изучает общие вопросы обучения независимо от специфики конкретного учебного предмета. Методика исследует вопросы обучения конкретному учебному предмету, в данном случае — учебному предмету «Русский язык как иностранный». Отношения между дидактикой и методикой — это отношения между общей и частной теориями обучения.

Связь методики с дидактикой проявляется в общности категориального аппарата, с помощью которого описываются разные стороны процесса обучения. И той и другой наукой используются понятия целей, содержания, методов, принципов, средств обучения и др. Каждое методическое понятие глубже, чем соответствующее дидактическое, так как наряду с общими оно содержит специфические для методики компоненты. Например, принципами обучения методист понимает не только дидактические, общие для всех учебных предметов, но и специфические для методики принципы: коммуникативности, учета родного языка и др.

Еще одно проявление связи методики с дидактикой — в единстве основных методов научного исследования, таких как изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение, устный и письменный опросы, тестирование, опытное обучение, эксперимент. Методика обучения русскому языку как иностранному использует и специфические методы научного исследования — из области лингвистики: анализ формы, значения и употребления языковых явлений, сопоставление явлений родного и русского языков и др.

Методикой обучения русскому языку как иностранному пройден большой путь с момента зарождения до наших дней. В 20-х годах прошлого столетия в России началось массовое обучение русскому языку в национальных средних школах, а также вузовское обучение студентов нерусских национальностей и иностранных граждан. К этому же времени относятся и первые попытки научного осмысления процесса обучения русскому языку нерусских (Г. К. Данилов, А. В. Миртов, Н. В. Чехов и другие). Внимание ученых было направлено на вопросы научного обоснования целей и содержания обучения, анализа эффективности прямого и переводного методов, разработки приемов обучения произношению, лексике и грамматике, вопросы учета родного языка в процессе обучения. Особое внимание уделялось определению статуса методики как науки и ее связей с лингвистикой. Все эти направления получили развитие в 30-е годы XX в. Наиболее значительные научные результаты были достигнуты в области разработки методики на основе данных, полученных при сопоставлении русского и родного языков учащихся (С . И. Бернштейн, Е. Д. Поливанов, Л. B. Щерба).

Новый виток в развитии методики пришелся на 50-60-е годы, когда в советских вузах значительно увеличилось число иностранных студентов. В вузах создаются кафедры и секции русского языка как иностранного, открываются подготовительные факультеты для иностранных граждан.

В этот период методика обучения русскому языку как иностранному получила свое дидактическое, лингвистическое и психологическое обоснование и окончательно оформилась как самостоятельная научная дисциплина. Были уточнены цели обучения и в соответствии с ними пересмотрено содержание обучения русскому языку, разработаны принципы отбора языкового материала и составлены первые научно обоснованные лексические и грамматические минимумы. Получили развитие вопросы обучения аспектам языка и видам речевой деятельности, сопоставительной методики и анализа художественного текста.

Л. Московкин



См. также:

Услуги клининговых компаний
Интернет-магазины сантехники и их преимущества
Услуги типографий для бизнеса
Услуги по установке и обслуживанию бытовых кондиционеров
Летние детские лагеря в Подмосковье: где провести незабываемые каникулы
Услуги профессиональных электриков
Онлайн-курсы для школьников по развитию финансовой грамотности
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Приглашения м. Таганская – типография Конпринт, печать приглашений на Таганской.. Брак у нас минимальный, практически его и нет, за счет грамотного построения всех этапов технологических операций от начала и до конца работ по заказу. Кроме того, оптимизация и четкий расчет на всех стадиях, позволяет нам еще иметь определенный запас времени, и не удивляйтесь, если мы вам позвоним раньше указанного срока. Качество, профессионализм, любовь к своему делу, понимание клиента – все это типография конпринт.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005