Методические материалы, статьи

Методика изучения природных условий и ресурсов крупных территорий России. Часть 1.

Цели и задачи региональной части физической географии России сводятся к следующему:

1. Изучение проявления общих физико-географических закономерностей в пределах изученных территорий.

2. Формирование понятий об особенностях природы крупных природных районов России.

3. Установление взаимосвязи между отдельными компонентами природы в ТПК.

4. Изучение возможности хозяйственного использования природы и ее охраны.

Особенности отбора материала и методики изучения. Необходимо подбирать такой фактический материал, который бы убедительно раскрывал специфику природы региона. Например, отличия Русской равнины от Западно-Сибирской. При объяснении должны быть разработаны четкие сравнения по различию и сходству, показывающие проявление географических закономерностей на изучаемой территории (закона зональности, вертикальной поясности и т.п.).

В представлении данного учебного материала большое значение имеет беседа. Это связано с тем, что районному обзору предшествовал общий физико-географический обзор, поэтому все компоненты природы, входящей в регион, уже рассматривались. На этом этапе необходимо углубленное изучение природы по комплексам карт, которое проводится на основе составления характеристик и бесед по картам. Результаты изучения своей области используются для сравнения соответствующих компонентов природы. Большая роль отводится иллюстративным материалам и таким средствам обучения, как картины, кинофильмы и т.п.

Необходимо создать образ изучаемого региона, чтобы учащиеся могли представить облик ландшафтов равнин и горных стран. Что касается других методов обучения: объяснения, использования наглядности и других, то они применяются в зависимости от содержания изучаемого вопроса. Например, при изучении растительности целесообразно показать основных представителей растительности — использовать гербарий.

В системе уроков преобладают комбинированные уроки, а в конце крупных тем — уроки обобщающего повторения. Необходимо выделять время на самостоятельные и практические работы по картам, учебникам и другому дополнительному дидактическому материалу.

Особенности методики изучения природных условий и ресурсов на примере Русской равнины. На изучение этой темы обычно отводится 4-5 уроков. Прежде чем приступить к изучению непосредственно Русской равнины, необходимо методом беседы и объяснения изучить взаимодействие компонентов природного комплекса на примере лесной зоны по рисунку в учебнике. Сначала необходимо выяснить по рисунку (схеме) взаимодействующие компоненты природного комплекса (солнечную радиацию, атмосферные осадки, лесную растительность, почвы, животный мир, горные породы и рельеф), а затем взаимодействующие процессы: поступление солнечной радиации, осадков, расход солнечной энергии растениями на образование органического вещества, различные виды испарения, вымывание органических веществ в почве и другие процессы.

Необходимо задать вопросы: в чем проявляется круговорот воды? В чем проявляется круговорот солнечной энергии, а также вещества между компонентами лесной зоны?

Учащиеся должны прийти к выводу о том, что изменение одного компонента в природном комплексе приводит к изменению других, а затем и всего комплекса; усвоить, что в целях наиболее рационального использования природных ресурсов человек должен знать, как протекают природные процессы, и как они будут протекать при воздействии на них человека.

Далее объясняется необходимость более глубокого изучения природных комплексов крупных территорий России в целях наиболее рационального использования природных ресурсов и их охраны. Определяется, по каким признакам выделяются эти территории: рельефу, геологическому строению, проявлению широтной зональности на равнинах и высотной поясности в горах.

Д. Финаров



См. также:

Услуги клининговых компаний
Интернет-магазины сантехники и их преимущества
Услуги типографий для бизнеса
Услуги по установке и обслуживанию бытовых кондиционеров
Летние детские лагеря в Подмосковье: где провести незабываемые каникулы
Услуги профессиональных электриков
Онлайн-курсы для школьников по развитию финансовой грамотности
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005