Методические материалы, статьи

Методы и приемы изучения основных орфографических правил. Часть 4.

При аналитико-синтетической работе мы используем образ «следопыта», который учится бродить по лесу, полному опасностей, и обходить ловушки, которые ему расставили «коварные обитатели». Сначала рассмотрим само слово след-о-пыт и увидим там два корня, значение которых обсудим. Поможет нам подбор однокоренных слов: следить, следователь, исследователь, исследование и любопытный, опыт, испытать. Обсуждая значения и смыслы данных слов, в результате беседы дети смогут представить суть этой роли: пытливый человек внимательно присматривается к тому, что его окружает, умеет увидеть признаки, приметы каких-либо явлений. Если наш следопыт бродит по лесу, где «обитают» слова, то он учится замечать «ловушки, которые они ему расставляют». Вот звуки любят играть в прятки, и, чтобы угадать, где какой звук, надо поставить их в сильную позицию, так, чтобы они звучали ясно. Для гласных звуков это ударный слог, а для согласных — место перед гласным или буквами л, м, н, р. Поэтому в I классе, после хорошо усвоенного звукового анализа, мы переходим к звуко-буквенному анализу, чтобы увидеть при чтении, как буквы при переводе их в звучащую речь звучат не всегда ясно. «Следопыты» (ученики) тренируются наблюдать превращения гласных, далеких от ударного слова, и согласных, стоящих рядом или на конце слова. Оказывается, делаем мы выводы, гласными «командует» ударение, а согласными — гласные или «стойкие солдатики» л, м, н, р, которые не сдают своих позиций ни при каких обстоятельствах.

  • Творческие методы:

1) самостоятельное составление алгоритма конкретного правила;

2) конструирование орфографических задач;

3) составление текстов диктанта на пройденное правило;

4) сочинение с использованием слов с пройденными орфограммами.

Закрепляются навыки грамотного письма по следующим направлениям:

  • развитие орфографической зоркости;
  • последовательное составление алгоритма применения правила на письме;
  • развитие памяти;
  • регулярная работа по решению грамматико-орфографических задач;
  • система правильно подобранных упражнений;
  • пропедевтика, предупреждение ошибок и работа над выявленными ошибками.

Развитие орфографической зоркости проводится на каждом уроке специальными упражнениями-играми типа «Найди ловушку» (слабую позицию фонемы). Отрабатываются умения слышать ударный/безударный слог (последний является «ловушкой» или, по Г. Г. Граник, ошибкоопасным местом) и обращать внимание на стечение согласных и их место в слове: если абсолютный конец слова или два и больше согласных звуков рядом, то это тоже «ловушки» (слабые позиции для согласных).

Работа над правилом организуется по описанному выше порядку: мотивация с помощью загадок или чтения занимательного отрывка из произведения, т.е. создание проблемной ситуации, в результате которой ставится цель выяснить, как можно решить возникшую проблему. Затем проводятся необходимые наблюдения над языковыми фактами, обнаруживаются «ловушки», в которых следует разобраться, выясняются их «обстоятельства»: их место в слове (морфема), слабая позиция гласной или согласной фонемы, т.е. опознавательные признаки орфограммы. Выведение правила происходит при большей или меньшей самостоятельности детей, в зависимости от продвижения учеников в освоении орфографического умения: при комментарии учителя или только с помощью его наводящих вопросов уточняется необходимый способ действий. Закрепление осуществляется в практической работе с другими подобными орфограммами.

Е. Антонова



См. также:

Услуги клининговых компаний
Интернет-магазины сантехники и их преимущества
Услуги типографий для бизнеса
Услуги по установке и обслуживанию бытовых кондиционеров
Летние детские лагеря в Подмосковье: где провести незабываемые каникулы
Услуги профессиональных электриков
Онлайн-курсы для школьников по развитию финансовой грамотности
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Выпускные платья: 3864 В последние годы выпускницы все чаще делают выбор в пользу удобства и оригинальности одежды. Широкий выбор коротких платьев на выпускной позволит найти именно тот вариант, который лучшим образом подчеркнет вашу индивидуальность и поможет чувствовать себя уверенно. Представленные в салоне модели выполнены из различных материалов, от роскошного бархата до воздушного шифона, и декорированы стильными украшениями.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005