Методические материалы, статьи

Формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся школы к миру. Часть 3.

Цель, ориентирующая ученика на многообразные действия по усвоению опыта эмоционально-ценностного отношения к природе, рассматривается в качестве осознанного образа предвосхищаемого результата. Образ становится целью и начинает направлять действия в связи с мотивами. Обязательным условием целеполагания является закладывание в него субъектного опыта учащихся, в этом случае цели будут приняты учениками как собственные. Мотивация рассматривается в качестве совокупности различных побудителей к совершению действия.

Учебная ситуация создается в различных формах. Создание учебной ситуации предполагает учебное взаимодействие по решению учебной задачи проблемного или непроблемного характера. При решении учебной задачи учитывается принятие ее учеником (она должна быть лично для него значима), понимание ее и наличие у него положительного эмоционального отклика. Учебная задача может реализоваться в дискуссии, игре и практической деятельности. Например, при создании учебной ситуации по решению вопроса сохранения здоровья населения России учащимся вначале предлагается обсудить данный вопрос с позиции его важности для каждого человека, места данной проблемы среди важнейших для людей ценностей, а затем предложить пути решения данной проблемы.

Учебные действия целесообразно реализовать в форме дискуссии по обмену идеями и ценностными ориентациями. Различаются дискуссии по обсуждению вымышленных ситуаций с элементами прогноза, а также дискуссии о моральных ценностях и заданий с альтернативными точками зрения.

В качестве примера можно считать дискуссию ученых о перспективах создания АЭС, где высказываются альтернативные точки зрения: например, АЭС наиболее чистые в экологическом отношении энергетические станции. Их создание особенно важно в связи с нарастанием дефицита нефти и газа. Путь создания во многих странах АЭС ошибочен в связи с возможными катастрофическими авариями. В перспективе целесообразно использовать альтернативные источники энергии (энергию Солнца, ветра, приливов и внутриземного тепла). Какую точку зрения поддерживают учащиеся? Ответ следует аргументировать.

Весьма целесообразно применение ролевых игр экологического содержания: — игры-экспедиции, экспертиза проектов, пресс-конференции, семинары и игры-драматизации. Учащиеся играют конкретную роль ученого-эколога, ботаника, почвоведа, экономиста, докладчика, критика-оппонента и т.п.

При подготовке к ролевой игре, например «Судьба Енисея», следует определить задачи ученых-экологов, ботаников, географов и т.п., а также специалистов-проектировщиков по созданию ГЭС. Необходимо также сформулировать доводы «за» и «против» создания ГЭС (Красноярской, Саяно-Шушенской и Средне-Енисейской).

Ролевая деятельность учащихся должна привести к обоснованию или отклонению проекта создания Средне-Енисейской ГЭС у г. Енисейска на основе анализа и оценки последствий уже созданной Красноярской и Саяно-Шушенской ГЭС.

Аналогичная работа проводится по оценке последствий создания Саяно-Шушенской ГЭС, а затем по аналогии прогнозируются возможные последствия создания Средне-Енисейской ГЭС.

Для формирования у учащихся опыта эмоционально-ценностного отношения к миру недостаточно одного понятия экономической оценки природных ресурсов. Весьма важно изучать и оценивать экологические последствия использования природных ресурсов, а также возможности их охраны и восстановления. Поэтому целесообразно постоянно, особенно на оценочном или завершающем этапах, формировать у учащихся понятие об эколого-экономической оценке, а также представлениях о мероприятиях по их восстановлению и охране.

Д. Финаров



См. также:

Интернет-магазины сантехники и их преимущества
Услуги типографий для бизнеса
Услуги по установке и обслуживанию бытовых кондиционеров
Летние детские лагеря в Подмосковье: где провести незабываемые каникулы
Услуги профессиональных электриков
Онлайн-курсы для школьников по развитию финансовой грамотности
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005